+7 (916) 702-97-69
+7 (925) 037-24-37

Заказать звонок
Задать вопрос

Инвестиции в кинопроизводство. Мифы и реальность.

20 Апреля 2018

Казалось бы, что вопросы инвестирования в кинопроизводство полностью урегулированы действующим законодательством, но как показывает практика - это далеко не так. Единственным нормативным актом, регулирующим эту деятельность можно считать закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" принятый в 1991 году. С его текстом может познакомиться любой желающий, но я хотел бы рассказать о практическом опыте работы с инвесторами и продюсерами, о вопросах которые зачастую возникают и вариантах решения, которые были уже успешно апробированы. 

НЕМНОГО ТЕОРИИ.

Есть разные варианты участия в инвестициях, связанных с кинопроизводством.

1. инвестиции в ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ (ПИФ);

2. инвестиции в АКЦИИ/ДОЛИ в УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КИНОКОМПАНИЙ;

3. инвестиции в СТАРТАП проекты создания кино.

Каждый из вышеперечисленных вариантов имеют как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их ниже

ПИФ ориентированный на кинопроизводство - это редкий вариант и довольно сложное с точки зрения права образование, зачастую создаваемое в виде закрытого фонда (фонд для "своих"), стоимость содержания которого довольно велика. Данная форма инвестиций полезна для "портфельных" инвесторов, так как чаще всего подобные ПИФы участвуют в финансировании нескольких кинопроектов, что позволяет диверсифицировать риски инвесторов, но и доходность не очень большая.

Приобретение акций/долей в уставном капитале кинокомпаний, занимающихся производством - это понятный для большинства инвесторов вариант участия в прибыли от производства блокбастеров, но не в России. К сожалению, крупнейшие игроки на этом рынке в России принадлежат государству или около государственным структурам, а оставшиеся имеют закрытый пул инвесторов. Появляющиеся и исчезающие кинокомпании - это понятно не вариант для инвестиций. Так что, пока ситуация не поменяется, можно советовать инвестиции в акции западных кинокомпаний, наподобие The Walt Disney Company. Но в этом случае Вам надо не забыть, что согласно действующему законодательству РФ, чтобы купить иностранные акции необходимо получить статус квалифицированного инвестора (т.е. иметь в наличие 6 млн. рублей). Для обхода этого ограничения многие брокеры открывают компании за пределами России и таким образом обходят законодательство о квалифицированных инвесторах.

Инвестиции в кино-стартапы - это самый рисковый, но и возможно самый прибыльный вид инвестиций. При этом вхождение и участие в данном виде инвестирования в кинопроизводство самое простое.     

А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ПРАКТИКИ.

Как Вы понимаете, инвестиции - это риск, но многие инвесторы не готовы с этим смириться, что порождает за собой ряд проблем. Поэтому для сохранения душевного спокойствия всех участников кинопроизводства, связанного с инвестициями необходимо еще на начальном этапе понять и принять данный факт. Наличие звездных сценаристов, режиссеров и актеров порой увеличивает бюджет создание Фильма, но не дает гарантии окупаемости инвестиций. ИНВЕСТИЦИИ - ЭТО ВСЕГДА РИСК.           

Второй важный момент - необходимо понимать что есть сроки окупаемости кинопроекта, и это не неделя или месяц. Кино работает в России в кинопрокате 2-3 недели, далее оно работает на ТВ, в Интернете, при хорошем раскладе еще может заработать и на международном рынке, а там еще и мерчендайзинг возможен. То есть окупаемость и выход в прибыль, если кинопроект получился действительно стоящий это процесс нескольких лет, к этому должны быть готовы инвесторы и это должны объяснять и закреплять в контрактах кинопродюсеры. Только при этом понимании и четком описании процесса и порядка возврата инвестиций у сторон не возникнет конфликта, который часто выливается в громкие судебные процессы, давая хлеб множеству юристов. НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ СРОКИ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ.

Третий момент, который важен прежде всего для кинопродюсера - необходимо четко определить роль инвестора - он только дает финансы, но не должен вмешиваться в производственный процесс, в противном случае он уже не инвестор, а сопродюсер. Если же возникает наложение двух и более ролей у инвестора, например он хочет еще и в качестве дистрибутора себя попробовать - это приведет только к тому, что производство Фильма затянется либо станет вообще невозможным, а дистрибуция не принесет ожидаемой прибыли. НЕОБХОДИМО ЧЕТКО РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ.  

Предпоследний момент, это количество привлеченных инвестиций. Как показывает практика, даже при хорошем планировании бюджета Фильма, Вам необходимо либо заложить процентов 15 на непредвиденные расходы (например необходимо поменять актера, исполняющего главную роль, либо надо закупить оборудование, которое можно купить только за валюту, курс которой не предскажет никто) либо довести до сведения инвестора, что риск необходимости "внести еще денег" всегда есть при кинопроизводстве. Данный момент желательно описать в тексте договора, чтобы иметь возможность вышеописанный риск нивелировать. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ВОЗМОЖНО  ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ БЮДЖЕТ.      

Самое сложное, это когда разные инвесторы возникают на разных стадиях кинопроизводства. Кто-то вложился на предпродакшене, кто-то на стадии производства, а кто-то на пост-продакшене. У каждого из инвестора в такой ситуации своя точка зрения, "своя правда", и задача кинопродюсера не доводя до конфликта, заблаговременно (рекомендую на стадии подписания соответствующего договора) закрепить все права и обязанности сторон. В противном случае, может возникнуть ситуация, когда необходимо добавить немного денег, а имеющиеся инвесторы этого делать не готовы, и тогда последний вложивший деньги получит максимум прибыли, так как без него не состоялся бы релиз Фильма. ЧЕТКО ПРОПИСЫВАЙТЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

          

ИТОГ.    

Я попытался показать часть проблем, с которыми сталкиваются как инвесторы, так и кинопродюсеры. Но индустрия кино живет и развивается. Давайте же вместе делать ее лучше, создавать шедевры мирового уровня и получать прибыль.